Стартап в России – дело неблагодарное, но необходимое

09.10.2010

Greenfield-project

Участники poSEEDelki разбирались, есть ли стартап-бум в России и что он несет отечественному предпринимательству. Мария Байракова нашла в нынешней ситуации параллели с временами «сухого закона» в США, а также предрекла крах большинству российских стартапов. Все ли так плохо?

На этот раз GreenfieldProject и бизнес-инкубатор ГУ-ВШЭ выстроили неформальную встречу предпринимателей вокруг темы «Стартап-бум “по-русски” – есть ли перспективы?». 

Мария Байракова (SM&Partners), пришедшая рассказать о перспективах стартапов в России, взяла с места в карьер: «Ничего нового в стартап-буме нет. Все это уже было в ходе золотой лихорадки или, скажем, НЭПа. В эпоху Эльдорадо и Клондайков люди выстраивались к конторке, торговавшей разрешениями на разработку золота; сейчас российские проекты точно так же набиваются в очередь к инвесторам. И не все понимают, что вкладывать в стартап сейчас ничуть не безопаснее, чем торговать алкоголем во времена «сухого закона» в США – риски те же».  

Проведя исторические параллели, Мария выделила ключевые моменты, толкающие людей к созданию своего дела во время бума: жажда «легких денег», иллюзии относительно бизнеса и неверные ориентиры. «Как итог, мы имеем огромное количество стартаперов, которые не имеют делового опыта. Помножьте это на слабую предпринимательскую культуру в России. А теперь давайте подумаем: если по статистике Project Management Institute на Западе до 70% проектов – неудачники, то какой эта цифра будет у нас?»   

Для тех, кто не боится рисковать, Мария вывела несколько советов:

  • До того, как бежать создавать стартап, поработайте в крупной компании. Это научит вас решать конфликты и разбираться в людях.
  • Работа в стартапе дает тот опыт, который вы нигде больше не получите. Но не забывайте и о знаниях, работайте над образованием и самообразованием.
  • Научитесь расставлять приоритеты.
  • Умейте говорить «нет».

Но даже грамотная оценка своих возможностей и ресурсов не гарантирует, что проект, рожденный в эпоху бума, будет  удачен. Тем не менее, стартап-бум – это вовсе не плохо. По мнению Байраковой, именно из среды стартаперов выйдут грамотные и разумные предприниматели, которым под силу создать в России экосистему малого и среднего бизнеса.

Мария считает Восточную Европу одним из самых перспективных инновационных регионов. «Но стартаперы должны четко представлять, с чем им предстоит столкнуться. Используйте разумный и профессиональный подход – это поможет», – уточняет она. 

Выступление настолько зацепило некоторых гостей, что с экспромт-докладами о потенциале российского предпринимательства вызвались выступить Николай Михайловский (POIdo) и Дмитрий Алтухов (Friends Around). Они уточнили, что все стартапы нацелены на масштабируемую бизнес-модель, но найти и реализовать ее получается у единиц. 

А после  докладов, по традиции, прошло неформальное обсуждение бизнес-идей от участников poSEEDelki. Первым о себе рассказал проект Gootime: геолокационный сервис персональных подсказок о том, где можно приятно скоротать время. Ребята уже далеко ушли от стадии идеи – за их плечами участие не в одном стартап-мероприятии. Однако, как заметила аудитория, имея четкое видение своего будущего, стартап испытывает проблемы с выбором первоначального функционала.  

Следующей выступала Алина с идеей, как метко охарактеризовал ее один из участников, «породить второй Disney». Она предложила создать целую серию продуктов для детей – книги, мульт- и кинофильмы, онлайн-игры, игрушки и т.д., которые будут основаны на истории придуманных ею персонажей.  

Идея имеет экологическую подоплеку, так что герои будут олицетворять «душу» природных объектов: камней, деревьев и т.д. «Познакомившись с таким персонажем, ребенок в следующий раз подумает, прежде чем сломать ветку у дерева», – считает Алина. Аудитория отнеслась к задумке с должным вниманием. Кто-то советовал обратиться к опыту проекта «Метро 2033», некоторые предлагали конкретную последовательность шагов по запуску линейки продуктов.  

Завершились poSEEDelki обсуждением проекта «Фотопсия». Его автор намерен посвятить жизнь внедрению дополненной реальности в индустрию общепита: «Представьте, что сидя в ресторане, вы видите тот интерьер, какой пожелаете». И хотя технологический потенциал дополненной реальности вызвал у многих вопросы, сама идея внести ее элементы в entertatin-проекты показалась многим интересной.

Реклама

Популярные мероприятия
Соглашение на обработку персональных данных