Сергей Москалев: «Бросать продукт нельзя. Никогда»

04.02.2011

Greenfield-project

1 февраля на неформальной встрече предпринимателей #poSEEDelki Сергей Москалев, создатель программы Punto Switcher, рассказал о своем опыте и о том, как его разработка попала в линейку продуктов Яндекса. То, что встреча проходила в офисе Яндекса, наложило свой отпечаток на всех участников — когда во второй части мероприятия люди рассказывали о своих идеях, многие сравнивали их с различными сервисами компании. Всего на встрече было представлено 13 бизнес-идей и молодых проектов.

Пока гости #poSEEDel'ок рассаживались по местам (как всегда, встреча собрала полную аудиторию),  Петр Татищев из команды GreenfieldProject призвал всех участвовать в конкурсе бизнес-идей Cisco I-Prize, рассказал о Зимней школе бизнес-инкубатора InCube ANE, которая пройдет 15-17 февраля, а также анонсировал мартовские «рабочие выходные» Harvest.  

А публике уже не терпелось послушать Москалева. Сергей рассказал, как шел к созданию Punto Switcher: от одной идеи к другой; от набора макросов, написанных в середине 90-х для работы с оцифровкой дореволюционного словаря, до создания продукта, ставшего известным и купленного Яндексом. В его истории было все. Сначала фраза «это невозможно» от гуру разработки на стадии идеи. Затем Москалеву удалось найти толкового единомышленника — прототип был написан за полчаса.  

С появлением работающей версии Punto Switcher, Сергею не раз указывали на уже набравших аудиторию конкурентов и сомневались в успехе. Но популярность к его решению все же пришла. Главный вывод, который он для себя сделал за годы работы над проектом: «Нельзя бросать продукт». Хотя признался: отдав программе десять лет и не получая от этого ничего, кроме эфемерной известности и редких пожертвований от пользователей, был «почти на грани». Но даже тогда отгонял  мысль о том, чтобы бросить все.  

И тут случилась удача — Яндекс предложил купить Punto Switcher. Сейчас Москалев продолжает развивать эту программу для крупнейшего российского поисковика. А также делает собственный проект — локальную афишу для тех, кто хочет интересно провести свободное время, не отходя при этом далеко от дома. Прототип для района Патриарших прудов уже доступен на http://www.patriki.info/  

Опираясь на свой многолетний опыт, Сергей дал несколько рекомендаций тем, кто делает первые шаги в создании новых технологичных продуктов:

  • «Удобство важно для пользователя». Стройте продукт на простых и эффективных решениях — часто успех проекта «делают» удобные мелочи.
  • «Старайтесь сразу оплатить услуги разработчиков», — рекомендует Москалев. В случае продажи проекта, отсутствие долгов перед авторами кода может быть критично для компании-покупателя. А вы подстрахуетесь от того, что к вам за своей долей придут бывшие единомышленники, начинавшие работу «на энтузиазме», но позже покинувшие проект.
  • «Умейте заметить побочный продукт, который может принести пользу», — советует Сергей. И тут же приводит пример марки Lipton: не зная, куда пристроить чайную труху, там придумали расфасовывать ее по пакетикам; со временем торговля пакетированным чаем стала основным бизнесом компании.
  • «Нельзя точно спланировать, когда проект выстрелит». Как не рекомендуется хранить все деньги в одном месте, так не стоит вкладывать все желание в одну идею или продукт в надежде, что он сразу выстрелит и принесет миллионы через полгода.  Окончательная потеря мотивации от одной неудачи может оказаться губительнее, чем распределение сил на несколько проектов сразу. 
  • Об инвестициях: «Стартаперов все любят за свежий взгляд, желание создавать. Поэтому по-настоящему умные инвестиции — те, что не убивают драйв в проекте, не делают отношения сухими и канцелярскими».

После выступления гости и читатели твиттер-трансляции могли задать Сергею вопросы. Кто-то считал нужным пожаловаться , кто-то интересовался, когда выйдет обновление. По ходу встречи Москалев сам собирал фидбек о Punto Switcher. Привычка слушать пользователей выработалась у него давно и неизменна до сих пор. Например, он регулярно отвечает людям в группе Punto Switcher на Я.ру — блогохостинге  Яндекса.  

Изначально говорить о чем-то кроме Punto на #poSEEDelki не планировали. Но недавние приобретения подогрели интерес людей к теме «Яндекс и стартапы». Под напором аудитории, Григорий Бакунов ( заместитель руководителя департамента разработки Яндекса, более известный в рунете как Bobuk) не мог не рассказать о самом лучшем способе «продать» проект компании. Григорий  посоветовал заинтересовать стартапом кого-то из сотрудников поисковика настолько, чтобы он стал рассказывать о вашем проекте коллегам. А там дело пойдет. И напомнил: «Яндекс зарабатывает на счастье пользователей». 

После кофе-брейка, на котором участники продолжили общаться с экспертами и наверняка завели деловые знакомства, гости встречи могли вынести свои бизнес-идеи на неформальное обсуждение. Авторы идей и проектов, представленных на #poSEEDelki, получили от GreenfieldProject приглашение поучаствовать в рабочих выходных Harvest. Они пройдут 12-13 марта в технопарке DigitalOctober при участии компании RMA.  

На #poSEEDelki в Яндексе 1 февраля выступили: 

  • Wardrobee – рекомендательный сервис по подбору стиля и одежды. Пользователь загружает информацию о своем текущем гардеробе и ценовых предпочтениях. Опираясь на эти данные, система дает рекомендации по сочетанию вещей, а также дает ссылки на обновки, которые вы можете захотеть купить. Сервис — это  дипломный проект студента МАИ. Учитывая число конкурентов, гости #poSEEDelki посоветовали автору Wardrobee найти «нишевую» аудиторию и работать с ней.  
  • Order-Out – агрегатор предложений от служб доставки еды. Проект планирует собирать информацию с сайтов компаний, занимающихся доставкой готовых продуктов, и предоставить пользователям удобный инструмент поиска по типу продукции и району доставки. Григорий Бакунов тут же осадил автора идеи: он столкнется с непониманием со стороны служб доставки, да и брать данные со своих сайтов просто так не разрешат. И посоветовал строить проект, опираясь на их интересы.   
  • “Фиеста” —  онлайн-инструмент для самостоятельной организации праздников. Приложение для соцсетей поможет составить точную смету торжества, при необходимости «расшарить» ее с друзьями, легко вспомнить, где и что вы брали. Людей не будут «пересаживать» с привычных методов поиска товаров и услуг. Им просто помогут в планировании. Гости #poSEEDelki посоветовали «Фиесте» ориентироваться не на «самоделкиных», а на организаторов мероприятий. Автор идеи обещал рассмотреть такой вариант в перспективе, однако пока настроен делать продукт для конечных пользователей. 
  • InTaxi – LBS-приложение для заказа такси в «один клик». Вы сможете найти такси, находящиеся ближе всего к вам, сразу узнаете цену поездки и точное время подачи машины. Автор InTaxi уже рассказывал об идее на #poSEEDelki в октябре 2010-го. За это время проект поменял концепцию — клиентов будут связывать не с «частниками», а с водителями таксопарков, а заработок будет идти с выполненных заказов. Партнеры проекта уже готовы подключить к системе 300 машин; сейчас ведется разработка приложений для ряда платформ.    
  • “ЗапомниСлова” — проект, предлагающий учить слова по электронным карточкам. В отличие от конкурентов, продукт будут предлагать языковым школам и курсам, а не учащимся. Хотя вариант для студентов тоже планируется. Своими конкурентными преимуществами «Запомни слова» называют языковые блоки, составленные профессиональными лингвистами, а также возможность поддержки всех мобильных платформ.  
  • WordSteps — сервис виртуального хранения и менеджмента вашего словарного запаса. Проект уже выступал на прошлых #poSEEDelk'ах, а на этот раз его авторы рассказали о новинке. Это бета-версия мобильного приложения, которое помогает учить новые слова через контент популярных интернет-сервисов — Twitter и Flickr. 
  • Musicanto.ru — “Мой.Круг для музыкантов”. Идея нишевой социальной сети, в которой акцент будет сделан на компетенциях и интересах конкретного человека. С помощью Musicanto исполнители смогут легко найти единомышленников и сформировать группу, либо присоединиться к уже существующему музыкальному проекту. Гости и эксперты #poSEEDel'ок хорошо приняли задумку, посоветовав автору лучше продумать «фишки» проекта и работу с оттоком аудитории. Сейчас Musicanto ищут разработчиков для создания прототипа. 
  • «В гости» — ресурс, который объединит людей, привыкших путешествовать частным образом, и тех, кто хотел бы на время приютить заезжих туристов, показать им достопримечательности своей малой Родины. Эти группы обмениваются контактами, принимающая сторона для удобства отмечает себя на Яндекс.Картах. Авторы проекта понимают, что такую идею сложно дотянуть до состояния реального бизнеса, называя ее «полу-любительской». Гости встречи посоветовали им продумать вопросы безопасности участников и юридической ответственности ресурса.  
  • StudyLife — социальная сеть взаимопомощи студентов, в которой они смогут обмениваться  конспектами, учебными материалами и шпаргалками, разделять обязанности при коллективной подготовке к сессии и многое другое. Студент, представлявший проект, уверен — любые идеи коммуникации для студентов, спускаемые сейчас «сверху», не найдут поддержки у самих учащихся. Чтобы ВУЗы согласились на инициативу «снизу», Мария Байракова (SM&Partners) посоветовала автору найти ту самую «общую ценность», которая привлечет пользователей.  
  • «Биржа подарков» — сервис публикации и реализации желаний, берущий за основу модель торрентов. Желания должны быть материальными и иметь конкретную цену, которую и заплатят другие пользователи. Но прежде чем вы сможете опубликовать свое желание, вам нужно будет поучаствовать в оплате чужого. На этом и строится мотивация участников биржи. «Чтобы что-то получить, надо сначала немного отдать», — считает автор идеи.      
  • iBanki.ru — проект, который позволит разослать предварительную заявку на кредитование сразу в несколько банков. Авторы идеи заметили: тогда как окончательное оформление кредита требует оригиналы документов и разнится от банка к банку, информация, которую вы должны предоставить для начала, везде одинакова. Сейчас многие структуры принимают заявки онлайн. С iBanki подать документы будет проще: один раз заполнив анкету, вам останется лишь ждать ответа от одного или нескольких из массы кредиторов. Проект ищет инвесторов. 
  • Arbuzix.ru — сервис коллективных скидок, работающий строго с интернет-магазинами. Из за специфики e-commerce, скидки в такой системе будут ниже, чем в «классических» проектах групповых  покупок. Чтобы службы интернет-магазинов не «заклинило» от наплыва клиентов, в Arbuzix придумали распространять купоны со сроком действия в несколько месяцев. Проект находится в стадии закрытого тестирования, публичный релиз намечен на март. 
  • «Гибридная почта» — сервис, который позволит переводить электронные письма в бумажную корреспонденцию, и наоборот. Сейчас проект тестирует систему распечатки e-mail'ов на открытках и пересылке готовой продукции адресатам. Цена услуги составит 100 рублей. «Гибридная почта» уже ведет переговоры с «Одноклассниками» и Mail.ru.

Реклама

Популярные мероприятия
Соглашение на обработку персональных данных